Проспект
книги
ПРОБЛЕМЫ ПЕРСОНОЛОГИИ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
ЛИТЕРАТУРА
© 1997 г. И.
И. Мунерман
Следует, по-видимому, объяснить, что побудило врача-психоневролога и психолога-педагога обратиться к художественной литературе. Ведь в его распоряжении немалый опыт клинических и обыденных наблюдений из жизни реальных людей: его пациентов, друзей и знакомых. Мы воспользовались им наиболее полно в нашей книге "Человек любящий". Но в данной книге обратились к художественной литературе как к богатейшему по объему и глубине источнику психологических откровений и открытий. Это положение не ново. Его высказывали более ярко врач-психоаналитик З. Фрейд, психолог-персонолог Г. Олпорт, психологи Л. С. Выготский, Б. М. Теплов и литературовед Л. Гинзбург.
Наиболее полно высказался по этой проблеме Олпорт. Обратимся к его статье "Личность: - проблема науки или искусства?". Автор говорит о двух принципиальных подходах к детальному изучению личности - литературном и психологическом. На протяжении веков личность описывалась эстетически настроенными философами. Психологи, вышедшие на сцену с опозданием на две тысячи лет, выглядели со своим скудным оснащением как самонадеянные самозванцы. В своей критике психологов Олпорт находит поддержку у Стефана Цвейга. Он приводит его слова по поводу Пруста, Флобера, Амилье: "Писатели, подобные им, - это гиганты наблюдения и литературы, тогда как в психологии проблема личности разрабатывается маленькими людьми, сущими мухами, которые находят себе защиту в рамках науки и вносят в нее свои маленькие банальности и незначительную ересь". Художники творят, психологи только собирают. В творениях художников внутренняя последовательность и гармония - в тончайших деталях и в целом. У психологов - нагромождение плохо согласованных данных. Олпорт призывает психологов учиться у литературы.
Л. Гинзбург полагает, что "Литература впитывала поиски науки и в то же время, обгоняя психологию, сама проникала в новые области душевной жизни". Автор имеет в виду, в первую очередь, великую русскую классическую литературу, в которой вершину ее психологизма представляет Л.Н. Толстой.
В приведенных высказываниях есть большая доля истины, но не вся. Современная психология в лице ее блестящих представителей: Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, сумевших преодолеть вульгарный механицизм и функционализм, возвысилась до понимания личностного системного уровня. Она стала способна впитывать в себя все духовное богатство великой классической литературы, поэтому может позволить себе совершить высший суд над творениями искусства. Это позволили себе также выдающиеся философы, как Гегель, Маркс и русские философы "серебряного века" (В.В. Розанов, А.Ф. Лосев и др.).
В наших
работах, посвященных психологии
личности, последовательно
возрастала роль художественной
литературы. Этот принцип
последовательно осуществляется и в
данной книге в интересах
дальнейшего углубления нашей
психологической концепции
личности.
Теория,
метод
Научную психологию и художественную литературу относят к различным сферам познания психологии личности. Поэтому мы начинаем книгу с изложения основных понятий нашей теоретической концепции и метода исследования, чтобы сопоставить с ними результаты психологического анализа художественной литературы. Такое сопоставление двух, в сущности, взаимосвязанных сфер познания психологии личности позволяет расположить весь представленный нами материал "психологических откровений" в определенной, достаточно четко представленной психологической структуре личности.
Труднее всего дается понимание всех определений сущности личности, в том числе и нашего. Об этом свидетельствуют наличие нескольких десятков определений личности и острые дискуссии по ее проблемам.
Сущность личности, как сложной философской и психологической категории, не может быть раскрыта в рамках одного определения. Она раскрывается рядом последовательных определений, в каждом из которых содержатся существенные ее свойства.
Личность - продукт исторического и онтогенетического (индивидуального) развития человека.
Из этого определения следует, что личность формируется на всем протяжении человеческой истории, восходя от низшего к высшему ее уровню. В каждую данную историческую эпоху она модифицируется. Это историческое развитие обозначается достаточно выраженными вехами - формациями, эпохами. Но при общем прогрессе личности отчетливо выступает его противоречивость: подъемы сменяются спадом по отдельным ее структурам и в целом. В сжатой форме это показано в наших "Очерках исторического развития личности" (Смоленск. 1990). Еще более краткий обзор исторического развития личности приводится и в этой книге.
Личность - это целостная система, в которой иерархически соподчиненные, взаимосвязанные системные уровни интегрируются высшим личностным системным уровнем.
Личностному системному уровню принадлежит ведущая роль в целостной структуре личности. Распад его приводит к распаду личности как целостности. С такими случаями часто сталкиваются и психопатологи.
Все системные уровни в структуре личности располагаются не как слоенный пирог. Они взаимопроникают друг в друга. На личностном системном уровне свойства биологического системного уровня нивелированы настолько, что трудно, например, определить к какому типу высшей нервной деятельности относится личность. В свою очередь, в биологическом системном уровне ничего личностного нет. Его составляют в основном генетически обусловленные психические структуры. К ним относятся все инстинкты, типы высшей нервной деятельности и конституциональные психические типы, психоаналитические комплексы, законы импринтинга и облигатного научения и др.
Основным содержанием личностного системного уровня являются сознание и самосознание.
Рубинштейн и его последователи определяют личность как носителя сознания и самосознания. Однако такое определение личности в логическом плане нельзя признать достаточным. Ведь человек первобытно-общинной формации и ребенок в раннем детстве находятся только у истоков формирования личности. Но они обладают своим сознанием и самосознанием.
Сознание и самосознание поднимаются на высший уровень в мировоззрении личности и связанной с ним жизненной позицией.
Сознание, самосознание и мировоззрение личности не однородны. В своем историческом и онтогенетическом развитии, преодолевая донаучное, пралогическое мышление, они поднимаются на высший уровень в научном мировоззрении. В историческом плане это проследил Б.Ф.Поршнев.
Гегель и Маркс определяют личность качеством сознания:
Личность - это человек осознающий свою общественную сущность. Мерой осознания человеком своей общественной сущности определяется уровень его развития как личности.
Здесь только обозначены основные системные уровни структуры личности. В последующих главах раскрываются их содержание средствами психологической науки и художественной литературы.
Уже из
приведенного можно увидеть
теоретическую и методическую
позицию автора. Принцип историзма и
принцип системности являются
основными методами исследования
личности в наших книгах. Оглавление
этой книги позволит увидеть их
более четко.
Введение
Глава 1. Биологический системный уровень
1. Инстинктивное поведение
2. Психоанализ и психологическая теория личности
З. Высшая нервная деятельность и ее типы
4. Физиология активности
5. Психопатология и психологическая теория личности
6. Типы личности на биологическом системном уровне (по Павлову и Кречмеру)
7. Генетические аспекты личности
Глава 2. Психологические процессы личности
1. Познавательные процессы личности
2. Эмоции и чувства личности
3. Воля в структуре личности
Глава 3. Основные свойства личности
1. Темперамент и характер личности
2. Способности личности
Глава 4. Сознание, самосознание и мировоззрение личности
1. Душевные болезни в художественной литературе
2. Отчуждеие личности в художественной литературе
Глава 5. Развитие личности к осознанию своей общественной сущности
1. Личность будущего в литературной фантастике
2. Личность - это человек сознающий свою общественную сущность
Заключение
Книга "Проблемы персонологии и художественная литература" является логическим продолжением и возможно завершением наших книг "Историческое развитие личности (от ее предыстории до осознания своей общественной сущности)", "Типология личности" и "Человек любящий. Сексуальность, любовь, личность".
Наши теоретические и методические ориентиры не являются плодом одних умозрительных заключений. Они результат многолетней практической работы и раздумий врача, психолога и педагога. Они были для нас надежным ориентиром и опорой в диагностической, терапевтической, экспертной и воспитательной работе. Автору хочется верить, что читатель увидит нашу приверженность истине и гуманизму.
Кафедра психологии
Смоленский государственный педагогический институт им. К. Маркса
Поступила в редакцию 28.07.97.