"VIVAT ACADEMIA!-SSMA-EXPRESS"

(Vol. 1. No. 12. 23 April 2004)

Студенческая электронная газета Смоленской государственной медицинской академии

Содержание

Новости. Объявления

По материалам "Информационного бюллетеня для менеджеров культуры". Выпуск N15 (68) 2004 г.13.04.2004)

Аветисян Г. Д. Что? Где? Когда? Чемпионат по интеллектуальным играм в г.Смоленске (17 и 18 апреля 2004 года)

Нравственное самосовершенствование

Мильнер Е. Г. НАГРУЗКИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ. ЭТАПЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ. Выпуск 9

Книга Е. Г. Мильнера под названием “В поисках панацеи” будет издана в апреле 2004 г. в издательстве “Физкультура и спорт”. Подписаться на эту книгу можно в приложении к журналу “Физкультура и спорт”.

"Насаждение просвещения" и "чтение морали"

Романов Н. А., Гараничев В. В., Коломиец Г. Г., Баранов А. В., Жданюк В. А. Об одной из уникальных находок на Смоленской земле

 

Новости. Объявления

По материалам "Информационного бюллетеня для менеджеров культуры". Выпуск N15 (68) 2004 г.13.04.2004)


Герсон Шер «Российская наука становится все более востребованной"
... 13 по 25 апреля Американский фонд гражданских исследований и развития (CRDF) и Благотворительный фонд В. Потанина начинают совместную программу подготовки менеджеров в области управления исследованиями в российских университетах.

В апреле 2004 года два фонда – американский и российский – приступают к реализации программы обучения
научному менеджменту для преподавателей и научных сотрудников высших учебных заведений России. Ее
цель – оказать поддержку следующему поколению российских ученых и преподавателей высшей школы;
помочь университетам овладеть современными методами управления исследованиями.

В рамках проекта Фонд В. Потанина и CRDF проведут четырехдневный учебный семинар, участниками
которого станут 32 молодых представителя из 19-ти российских университетов.

Программа "Поддержка административного управления Вузов". До 30.04.2004
...c 14 по 30 апреля АЙРЕКС начал прием заявок на участие в программе Поддержки Административного Управления в Высших Учебных Заведениях (UASP). Программа финансируется Корпорацией Карнеги в Нью-Йорке и предназначена для представителей руководства университетов, определенных спонсором программы.

Данный этап программы предоставляет возможности руководителям университетов провести
приблизительно 10 недель с сентября по ноябрь 2004 года в государственных университетах США для
работы над темами своих проектов. После возвращения домой все участники программы смогут принять
участие в конкурсе на получение финансирования пилотных проектов на базе результатов их исследований в
США.

Последний срок подачи заявок 30 АПРЕЛЯ 2004 года.

Подробная информация о программе опубликована на сайте IREX (http://www.irex.ru/programs/uasp/).

Источник: ИС «Наука и Инновации» - www.rsci.ru

Медали Российской академии наук с премиями для молодых ученых. До 01.07.2004
...c 10 апреля по 1 июля Конкурс 2004 года на соискание медалей Российской академии наук с премиями для молодых ученых РАН, других учреждений, организаций России и для студентов высших учебных заведений России за лучшие научные работы.

1.Общие положения

В целях поощрения творческой активности молодых ученых РАН, других учреждений, организаций России и
студентов высших учебных заведений России в проведении научных исследований Российская академия
наук ежегодно присуждает 19 медалей РАН с премиями в размере 30 000 рублей каждая молодым ученым
РАН, других учреждений, организаций России и 19 медалей РАН с премиями в размере 15 000 рублей каждая
студентам высших учебных заведений России.

Конкурс на соискание медалей РАН с премиями проводится по следующим основным направлениям:

1. Математика;

2. Общая физика...

Стипендиальная программа для молодых ученых 2004 г. До 03.09.2004
...c 12 апреля по 3 сентября ИНТАС предоставляет молодым ученым из стран бывшего СССР аспирантские и пост-докторские стипендии для проведения исследований в институтах стран бывшего СССР под руководством европейских ученых. Тематика исследований не ограничивается.

Бюджет конкурса -  2.5 million евро.

Особенно приветствуется участие в конкурсе молодых ученых из Армении, Азербайджана, Грузии,
Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана.

Возраст участников ограничен 35 годами. Потенциальный участник конкурса должен быть гранжданином
или постоянно проживать в одной из стран бывшего СССР, быть аспирантом или молодым сотрудником
(кандидатом наук) одного из институтов бывшего СССР.

Аспирантская стипендия.

Продолжительность стипендиального периода - 2 года.

В Азове прошла конференция по археологии
c 2 по 3 апреля
"Итоги археологических исследований в Ростовской области в 2003 году" - так называлась
научно–практическая конференция, состоявшаяся в Азовском музее-заповеднике. Собравшиеся на этот
симпозиум археологи, не только подводили итоги годовой работы, но и обсуждали вопросы, связанные с
Российскими памятниками археологии. По словам профессора Ростовского Госуниверситета Владимира
Максименко, одна из главных проблем, существующая на сегодняшний день – грабительские раскопки.

Владимир Максименко, профессор РГУ: "Самое страшное зло – это ограбление памятников культуры, так как
появились корпорации, которые не только сбиваются на территории России, но это и международные
организации контролирующие поток раритетов архиологических находок, и выставляются на аукцион, и что
нет возможности препятствов ... далее »

(Информационный бюллетень для менеджеров культуры. Выпуск N15 (68) 2004 г.13.04.2004)

Подготовлена Глотовым В. А.

Что? Где? Когда?

Чемпионат по интеллектуальным играм в г. Смоленске

(17 и 18 апреля 2004 года)

 

Кто мог ожидать, что так стремительно будет расти известность интеллектуальных игр в Смоленске? В октябре минувшего года в Смоленске прошел первый Чемпионат, где участвовали всего 10 команд, а вот на этом Чемпионате - 31 команда, 3 из которых были гости из Белоруссии, 10 школьных команд, 18 - из разных ВУЗов и организации. В Чемпионате участвовали начиная от профессоров и до студентов и школьников. Таким образом численность участников за 198 дней выросла в 3 раза. Этот факт говорит о том, что интеллект всегда будет иметь высокий резонанс в обществе. Еще одно радует, что идея проведения чемпионата на смоленской земле принадлежит именно молодому поколению, которое несмотря на трудности и всякого рода препятствия сумело доказать важность и необходимость того, что человек должен развивать свои умственные качества.

Каждый игрок и зритель (болельщик) покидал место проведения Чемпионата унося с собой огромные позитивные впечатления. Вот например слова одного из участников, который впервые попал на Чемпионат: “… Эта игра просто помогает реально зарядить мозги и чувствовать себя частью чего-то. Я безумно рад, что имел шанс поиграть и хотел, чтобы дальше такие игры организовались…”. По-моему, такие мероприятия повышают престиж области в масштабе РФ. Кроме того, они способствуют духовно-нравственному развитию молодого, подрастающего поколения. Я замечал, как школьники радовались и просто “прыгали” от счастья, когда узнавали, что ответили на вопрос правильно, а тем более когда побеждали в каком-либо конкурсе, как родители и учителя переживали за своих подопечных и детей.… Именно чувство прекрасного должно стать идеалом современной молодежи. Этому в большой мере способствует массовые интеллектуальные игры.

Большую поддержку в проведении игр оказали комитет по молодежной политике и администрация города. О помощи спонсоров говорить не стоит, она огромно. Теперь расскажу о том, чем собственно занимались в течение 2-х дней (17, 18 апреля).

Первый день

Сначала проходила регистрация команд. Далее официальная часть: вступительное слово одного из организаторов Чемпионата, выступление председателя комитета по молодежной политике и т. д. Затем слово было предоставлено ведущему Чемпионата, игроку элитарного клуба МАК А. Мухину, обладателю хрустальной совы.

В этот день проводилось соревнование по “Что? Где? Когда?”, которое состояло из 4-х туров по 12 вопросов. Вопросы были из различных областей: литература, музыка, медицина, наука, экономика, история древних цивилизации и т. д. Вопросы задавались одновременно всем командам. Ответы собирали через 1 минуту в письменной форме на определенных бланках. Затем говорилось правильный ответ. После каждого тура был перерыв на 5-10 минут. В начале следующего тура объявлялось результаты прошедшего.

Атмосфера в актовом зале СГПУ (где проходили соревнования) была наивысшей степени напряженности. Зал кишел криками радости и разочарования участников. В игру втянулись и зрители, которые думали над каждым вопросом не хуже участников.

Впечатления от первого дня Чемпионата самые наилучшие.

Второй день

Команды были разделены на 2 большие группы:

1.     Школьники

2.     Взрослые

Каждая из групп по результатам количества правильных ответов и рейтинга разделены на 2 подгруппы:

Во второй день проходили игры в “Брэйн-ринг” по Швейцарской системе. Школьники играли между собой, а взрослые отдельно. Игры проходили также в 4 тура. После каждого тура команды, набравшие меньше определенно установленного балла, выбывает из игры.

По результатам 4-х туров команда, набравшая наибольшее количество баллов занимал первое место, следующая команда по набранным баллам – 2-е место и т. д.

Самое главное в этом конкурсе быстро ответить на вопрос, желательно правильно. Каждой паре играющих команд задавалось 5 вопросов. Баллы начислялись следующим образом:

С 10.30 до 12.30 играли команды школьников, а с 13.00 – взрослых.

В группе взрослых была напряженная игра. Все участники знали, что реально претендует на первое место в турнире команда “Деменция” (Витебск), а среди Смоленских команд - “Ансамбль альтистов” и “Бизоны”. Но игра показала другой результат, ожидания участников не оправдались. Приведу слова А. Мухина по поводу команды СГМА: “...Неожиданно для всех, но абсолютно заслуженно среди Смоленских команд первое место заняла команда “Доктора”, с чем их поздравляем и вручаем кубок...”.

Награждения

Вручались призы и дипломы за 1, 2, 3 места по “Что? Где? Когда?”, за 1, 2, 3 места в игре “Брэйн-ринг”. Для школьников и взрослых отдельно.

На этой приятной ноте Чемпионат завершился. Все разошлись, но сердцах каждого участника и болельщика останется память об этих дней. С нетерпением будем ждать следующего Чемпионата.

Аветисян Гамлет, 3-й курс, леч. ф-т

 

Нравственное самосовершенствование

НАГРУЗКИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ

ЭТАПЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Выпуск 9

Мы уже знаем, сколько и с какой скорость” нужно бегать любителям оздоровительной физкультуры. Но как увеличивать нагрузки? С чего начать неподготовленным начинающим, которые никогда активно не занимались ни спортом, ни физкультурой? И как продолжить занятия, чтобы они принесли максимальную пользу для здоровья (то есть как правильно спланировать тренировочный процесс в течение первого года занятий)?

Весь процесс многолетней подготовки бегуна мм в своей практике мы делим на четыре этапа: I этап - оздоровительная ходьба; II этап - бег-ходьба; III этап - непрерывный бег и IV этап – “марафонский” бег. Итак, вы решили заняться оздоровительным бегом. Очень мудрое и полезное решение! Но прежде, чем вы станете марафонцем, нужно крепко запомнить, что бег начинается... с ходьбы. По крайней мере, для не очень молодых и не совсем здоровых. Именно так и поступали в нашем КЛБ "Надежда" к великому огорчению наших нетренированных питомцев, которые буквально "рвались в бой", то есть с первых же шагов пытались бегать. Но делать этого ни в коем случае нельзя. Потому что организм, не привыкший к таким стрессовым нагрузкам, может ответить непредвиденной реакцией: подскоком артериального давления, болями в сердце и любыми другими неприятностями. И основной задачей первого этапа было именно научиться ходить. Не той прогулочной ходьбой, которую мы обычно видим в скверах у пенсионеров, скорость которой не превышает 3-4 км/час, а ускоренной, быстрой оздоровительной - до 6,0 - 6,5 км/час. Оказывается, это не так просто - двигаться с такой скоростью непрерывно в течение 30 мин, во всяком случае очень многие к этому не готовы. Поэтому мы начинаем занятия всего с 20-30 мин обычной ходьбы в привычном темпе, скорость которой при регулярной тренировке постепенно и непроизвольно возрастает. Если занятия проводятся не на стадионе, то нужно выбрать замкнутую кольцевую трассу и промерить ее с помощью спидометра. В своем дневнике нужно отмечать километраж и время прохождения трассы и ЧСС (пульс) за 10 с на финише на каждом занятии. Это позволит хорошо контролировать тренировочный процесс и плавно увеличивать нагрузки. Вы увидите, что в течение первого месяца занятий скорость ходьбы будет постепенно возрастать (соответственно время прохождения дистанции будет меньше). После того, как вы хорошо освоите ускоренную ходьбу в течение 30 мин, можно увеличить дистанцию до 40 - 50 мин при трех - четырех тренировках в неделю. И еще через несколько недель (а для некоторых - и месяцев) уже можно будет ставить вопрос о переходе ко второму этапу, который включает в себя ходьбу, чередующуюся с бегом (бег-ходьба). Сигналом для этого может служить успешное выполнение теста австралийского доктора Гиббса - пройти дистанцию 5 км за 45 мин, причем пульс на финише не должен превышать 110 уд/мин, это и будет та самая заветная скорость около 6,5 км/час, овладев которой вы можете постепенно переходить от быстрой ходьбы к медленному бегу.

Продолжительность занятий на втором этапе - 30-40 мин всего три реза в неделю, потому что занятия, включающие и беговую нагрузку, уже достаточно интенсивны и более частые тренировки могут привести к переутомлению. Особенность этого этапа заключается в том, что во время ходьбы несколько раз (5, б, 10 раз) вы переходите на медленный бег, пробегая отрезки всего по 20 - 30 м. Постепенно и незаметно, непроизвольно, по мере роста тренированности отрезки бега будут увеличиваться, а ходьбы уменьшаться. И этот процесс будет происходить до тех пор, пока бег не превратиться в непрерывный Так вы незаметно для себя перейдете к третьему, завершающему этапу овладения оздоровительным бегом - к непрерывному бегу. Пульс на втором этапе уже может достигать 120-130 уд/мин (20-22 уд за 10 с). Если ЧСС больше этой величины, значит, вы слишком быстро увеличиваете длину отрезков бега. Не нужно спешить! Молодые люди и те, кто достаточно физически подготовлен, могут начинать тренировку сразу со второго этапа, минуя подготовительный этап оздоровительной ходьбы. И, напротив, для пожилых, ослабленных или перенесших серьезные заболевания (инфаркт миокарда, например) тренировочный процесс может ограничиться первым этапом - оздоровительной ходьбой. В этом случае положительное влияние ходьбы на организм также будет весьма существенным и важным. Этап же чередования бега с ходьбой (или ходьбы с бегом) мы рекомендуем всем без исключения, если вы в течение нескольких лет активно не занимались тренировкой на выносливость (бег, лыжи, велосипед).

Только после завершения второго этапа, когда бег превратился в непрерывный, можно переходить к заключительному периоду - длительному бегу. Точно также непроизвольно и незаметно, без всякого насилия над собой, продолжительность непрерывного бега постепенно буде возрастать и в течение года увеличится до 50-60 мин. Часовой аэробный бег три раза в неделю - это и есть оптимальная нагрузка в оздоровительной тренировке, которая обеспечивает все необходимые эффекты: снижение факторов риска атеросклероза, расход энергии до 2000 ккал и повышение функционального состояния и физической работоспособности (МПК). Дальнейшее увеличение продолжительности бега не является целесообразным с точки зрения оздоровления и преследует уже другие цели, близкие к спортивным. Поэтому четвертый этап - марафонский - к оздоровительной тренировке не относится и возможен лишь у очень хорошо подготовленных бегунов, которые ищут острых ощущений. И не нужно насиловать себя и пытаться во что бы то ни стало стать марафонцем. Помните, что у каждого должен быть свой собственный "марафон" - максимальная дистанция, которая вполне соответствует индивидуальным физическим возможностям и приносит наибольшую радость. Это могут быть и 20, и 10, и даже 5 км аэробного бега. Поэтому в нашем клубе, в котором настоящих марафонцев абсолютное меньшинство, родился еще один лозунг: “Каждому свой марафон!” При таких условиях аэробная тренировка принесет вам только пользу.

Мильнер Е. Г.

 

"Насаждение просвещения" и "чтение морали"

Об одной из уникальных находок на Смоленской земле

В рамках научнаго студенческого кружка кафедры анатомии человека СГМА, а так же факультатива “Физическая антропология, с элементами этнологии и археологии” для студентов СГМА и СГИИ обсуждались вопросы особой значимости памятников археологии, их охраны и изучения в целях понимания исторических процессов на территории нашего региона. Выяснилось, что только информация, добытая специалистами-археологами становится доступной для широкого круга интересующихся. Возможно изучение материалов не смотря на то, что раскопки проходили много лет назад, во многом благодаря государственному музейному хранению.

Дискуссия вышла за рамки готовящегося студентами доклада, многое интересное не вошло в основной текст, но оказалось важным для знания не только специалистам, но и для всех интересующихся историей родного края.

Смоленская земля богата памятниками истории и археологии. Но не один из них не может поспорить по известности с Гнёздовским археологическим комплексом, расположенном на территории и вокруг одноимённой деревни, на правом и левом берегах Днепра, вплоть до впадения реки Ольша. В гнездвоскую группу памятников входло более 4000 курганов,2 городища(Центральное и Ольшанское) и несколько селищ. Основная часть памятников находится рядом с деревней Гнёздово и включает в себя центральное городище, рядом селище и охватывающие их свыше 1500 курганов. Здесь были сделаны первые находки, которые дали толчок к изучению гнёздовских курганов. С 1949 года ведутся систематические раскопки на территории Гнездова археологической экспедицией Московского государственного университета. Большая часть гнёздовских памятников датируется 10 - началом 11 веков.

Именно Гнёздово считают многие исследователи остатками первоначального Смоленска.

В древности это было крупное торговое и ремесленное поселение, возникшее в 9 веке на пути из варяг в греки. Через него проходили торговые пути в Скандинавию, Византию и страны Востока. Население занималось в основном торговлей, обслуживанием торгового пути и ремонтом судов. В Гнездове переоснащались суда и проводили здесь некоторое время перед дальнейшим движением. На рубеже 9-10 веков возникло обширное поселение, в котором жили представители местных верхнеднепровских, балтских племён, славяне и скандинавы. Вполне возможно, что в Гнёздове осели группы торговцев или ремесленников, прибывших с нижнего Одера, а так же Моравии.

Курганы являются местом захоронения жителей древнего гнездовского поселения. Большинство курганов невелики по размерам. Высота чуть больше метров при диаметре 8-10 метров с формой сегмента шара. Но среди них были курганы во много раз превышавшие эти размеры. В них, как правило были очень богатые погребения.

По площади и маштабам проводимых археологических раскопок современный Смоленск, кончено, уступает большинству древнерусских городов, но так было не всегда. И сейчас под Смоленском, на территории гнездовского археологического комплекса каждый год работает археологическая экспедиция МГУ им. М.В. Ломоносова. Первые раскопки экспедиция начала в 1949 году под руководством Д.А. Авдусина, тогда с 1949 по 1951 годы исследовали более ста курганов. Маштабы работ потребывали привлечение и местных специалистов: Археолога Е.А. Шмидт, заместителя по науке областного музея В.П. Чихачёва, научного сотрудника Ходченкова и музейного художника Кирилюк.

Это были самые крупные археологические раскопки организованные вскоре после войны. Идеологизированная концепция давлела над научными исследованиями. Все находки принято было считать древнерусскими, о полиэтничности населения древнего Смоленска и говорить было опасно. Это противоречило Сталинско-Ленинскому марксискому учению. Да и существование древнего города с обширным посадом (селища) в Гнёздово ряд ведущих московских археологов в советское время не признавали.

На момент раскопок курган № 13 рассматривался как древнерусский, хотя современный типологический анализ погребального комплекса говарит о характерном для древнескандинавской культуры обряде кремации в ладье с человеческими жертвоприношениями. В кургане погребён богатый (знатный) скандинавский воин-купец со своей наложницей и подростом-рабом, или двумя наложницами старшей и младшей. Антропологический остеометрический анализ этого погребения, совершённого по обряду кремации полностью не проведён. К анализу археологического комплеса кургана № 13 из Лесной курганной группы археологи и этнологи постоянно возврашаются, по мере накопления научных знаний и улучшения методов исследования. Но пока можно точно сказать что воин-купец был скандинавом.

Интерес к кургану № 13 особенно велик потому, что при раскопках 55 лет назад в нём обнаружена амфора-корчага с надписью. Тогда, в 1949 году у исследователей не было дано право сомневаться. Надпись признана кириллической. Первоночально, погребение датировали второй четвертью 10 века. В настоящее время археологгический комплекс кургана № 13 московские археологи датируют началом 10 века. Возможно захоронение датируется концом 9 века. Выходит, что в кургане обнаружена самая ренняя кириллическая надпись на территории Древней Руси. Но это всего одно слово. Существует масса вариантов его прочтения.

Опытный музейщик Галия Фёдоровна Корзухина в процарапанной надписи на амфоре-корчаге, насчитала шесть букв, прочла “ГОРЮЩА” – горючее, то есть “греческий огонь”, посредством которого сожгли умершего.

Надо отметить, что четвёртая, пятая и шестые буквы прочерчены не чётко, а потому руководитель археологической экспедиции МГУ им. М. В. Ломоносова – Авдусин Даниил Антонович насчитал восемь букв и надпись прочёл как “ГОРОУХША” (в прочтении ему помогал академик М. Н. Тихомиров). “ГОРОУХША”, значит – горчица.

Две предпоследние буквы кириллицы другой исследователь (языковед П. Черных) прочёл как “шн”. Процарапанное на амфоре слово получило другое значение: “ГОРОУШНА” – “горчичные зёрна”.

Интересная версия прочтения надписи у чешского учёного, который прочитал её как “ГОРОУХ ПСАЛ”, то есть “Гороух писал”. Значит ,сосуд принадлежал Гороуху и он оставил на нём владельческую надпись. Но имя Гороух – южнославянское, человек с таким именем выходец с Дуная, возможно Причерноморья. Захоронен ли автор надписи в Верхнем Поднепровье, на территории Гнёздовского археологического комплекса?

Вопросов возникает много.

Одно возможных направлений исследования амфоры – это проведение дополнительного трассеологического анализа. В настоящее время, используются методы цифровой обработки фотографий, режимы сьёмки в различных режимах, включая ультрофиолетовую подсветку, Всё это позволяют добится более достоверных данных.

Предворительные исследования показывают, что надпись сделана слева направо от венчика по шейке сосуда. Начертана она, возможно, правой рукой, надпись делалась остриём толщиной 0,3 мм на глубину от 0 до 0,05 мм. Возможно, буквы нанесены остриём бронзового шильца. И скорее всего процарапывались не в один приём. Первые 4 буквы, которые чётко читаются как “ГОРО” прочерчены на гладкой поверхности шейки амфоры, а остальные 3 буквы прочерчены на волнистой поверхности шейки и плечика амфоры. И потому выполнены с меньшим старанием, нажимом. Возможно повторно не процарапывались и читаются с трудом. Прочтение 3 букв усугубляется разломом, приходящемся на 5 букву. Вообще, удалось прочитать только 7 букв, а не больше, как это было сделано в третьей четверти 20в. Надпись из семи букв можно расшифровать как “ГОРОУNА”. Она сделана заглавными буквами и эту надпись мог сделать автор, владеющий как кириллическим письмом, так и греческим. Судя по месту производства сосуда, греческая надпись на нём вполне вероятна. Археологические данные, собранные к началу 21 века подтверждают существование владельческих надписей подписей гончарных мастеров. Эти подписи делались как по сырой, так и по обожженной глине на шейке амфоры.

В словарях по древнегреческому и греческому языку пока не удалось найти аналогов прочтения слова “ГОРОУNА”, возможно, что это слово – имя собственное, обозначает имя владельца.

Нельзя отрицать возможность кириллической надписи на амфоре. Но прочтение надписи однозначно – “ГОРОУNА”

“ГОРОУNА”, то есть славянское мужское имя Горун в родительном падеже единственного числа, обозначающего владельца амфоры. К моменту археологизации амфора принадлежала скандинаву , а не славянину. Указанное противоречие объяснимо, если предположить, что надпись была сделана од того, как амфора попала к своему последнему владельцу. В связи с этим обращает на себя внимание наличие в погребальном инвентаре кургана № 13 группа вещей византийского происхождения. Становится очевидным, что погребённый воином и купцом, совершавшим военные и торговые экспедиции в Византию. Видимо, амфора, с уже нацарапанной надписью была куплена или захвачена в Причерноморье во время одного из таких походов. Местом происхождения гнёздовской надписи моет быть дунайская Болгария, вдоль черноморского побережья которой проходил южный участок пути из “Варяг в Греки”. Считается, что именно первое болгарское царство являлось родиной кириллицы. Таким образом, господствующее в литературе утверждение о древнерусском происхождении надписи из Гнездова, аргументированное исключительно фактом её обнаружения на территории Руси, не имеет надёжных оснований. По нашему мнению, эту находку не следует безоговорочно привлекать в качестве источника по проблеме возникновения письменности в древней Руси.

Главный итог проделанной нами работы заключался в том, что удалось провести дополнительный трасеологический анализ надписи. Хотя раскопки проводились 55 лет назад, остаётся много вопросов, возникающих при анализе погребального комплекса №13.

При изучении первой кириллической надписи мы основывались на методах, применяемых при морфологическом анализе живой и неживой природы с помощью цифровой обработки фотографий, которая даёт возможность анализа более широкому кругу исследователей. Наши исследования носят предварительный характер, но нами были сделаны выводы:

 

1.     Несмотря на то, что раскопки происходили 55 лет назад, материалы можно изучать, благодаря постановки коллекции на государственный учёт. Материалы раскопок в Гнёздове 1949 годахранятся в Смоленском государственном музее-заповеднике, и они могут быть дополнительно изучены. Что не скажеш о “раскопах” поисковых отрядов и “чёрных археологов”.

2.     Точное определение этнического состава населения станет возможным только тогда, когда материалы Гнёздова будут систематично изучены и опубликованы.

3.     Сочетание характерных черт погребального обряда и вещей скандинавского типа указывает на погребение варяга.

4.     Во многих исторических учебниках и академических изданиях используется информация о самой ранней кириллической надписи, найденной в 1949 году при раскопках кургана № 13 в Гнёздове. Точнее, информация о находке тиражируется от издания к изданию. А вопрос ещё требует изучения и применения новых исследовательских методов.

5.     Надпись, сделанная на амфоре-корчаге четко читается как “ГОРОУNА”.

6.     Возможно, данная надпись была сделана на древнегреческом языке, а последний её хозяин к написанию надписи не имеет никакого отношения.

 Доктор медицинских наук Романов Николай Александрович (Заведующий кабинета истории анатомии СГМА); Гараничев Владимир Викторович (старший научный сотрудник Смоленского государственного музея-заповедника), Коломиец Г. Г.(Педиатрический факультет, 1 курс, 2а группа), Баранов А. В. (Педиатрический факультет, 1 курс, 3б группа), Жданюк В.А. (Педиатрический факультет, 1 курс, 2а группа).

 ________________________________________________________________________________________________________

NB! Мнение редакции не всегда совпадает с мнениями авторов

Штаб-квартира редакции: 214019, г. Смоленск, ул. Крупской, 28д. Смоленская государственная медицинская академия. Кафедра анатомии человека. Студенческая научно-исследовательская лаборатория электронных коммуникаций.

Телефон редакции: (0812)510012; бухгалтерии: (0812)550469

E-mail: uusgma@sci.smolensk.ru

URL: http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/library/vivat/vivat.htm

 

Руководитель проекта - Соловьев А. С.

Редактор - Глотов В. А.

Бухгалтер - Осипенкова Н. Г.

Корректор - Данилова И. В.

Подписка по e-mail: В строке "Тема" написать "Vivat academia!"